Инвестиции в акции по Шариату
Акционерное общество – это коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций (долевая ценная бумага), удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.
Согласно российскому законодательству акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций. При этом акционеры вправе отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров и общества (Федеральный закон от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ в ред. от 24.02.2021 г. «Об акционерных обществах»).
Рассмотрим Шариатский взгляд инвестиций в акции и требования к акционерным обществам (компаниям):
- Сделки с акциями дозволены Шариатом, что можно найти в различных книгах по богословию. Такого рода вложения денежных средств – это хороший способ заработать, если условия Шариата соблюдены, к тому же при наличии свободных средств важно, чтобы они циркулировали в экономике для достижения пользы не только личной, но и общественной;
- К акционерным обществам применяются все те же правила ведения коммерческой деятельности, что и к неакционерным. Поэтому однозначно запрещено осуществлять операции с акциями компаний, которые занимаются запретными видами деятельности;
- Вопрос возникает, когда организация ведет дозволенную деятельность, но в структуре заемного капитала присутствуют источники, по которым необходимо выплачивать проценты, т. е. организация связана с операциями ростовщичества. Также акционерные общества могут участвовать в ином бизнесе или держать денежные средства на банковских счетах, на которые начисляются проценты.
Если говорить касательно третьего пункта, то часть исламских богословов запретила участие в таких компаниях. Их мнение заключается в том, что каждый акционер организации – это учредитель и участник компании, а каждый участник, согласно исламской юриспруденции, является агентом для других партнеров совместного предприятия. Поэтому простая покупка акции предполагает наличие разрешения компании от каждого акционера вести бизнес так, как менеджмент считает необходимым.
Если акционеру известно, что организация вовлечена в деятельность вне рамок Шариата, но, тем не менее, он продолжает оставаться участником бизнеса, то это будет означать, что он дал согласие на продолжение ведения определенного рода операций. В данном случае акционер не только будет ответствен за предоставление согласия на ведение неисламских операций, но и будет являться соучастником, потому что менеджмент акционерного общества принимает решения от имени каждого акционера. Помимо этого, активы организации, сформированные за счет заемного капитала, предполагающего выплату процентов за его использование, «нечисты» с точки зрения Шариата.
Точно так же, когда организация получает процент от размещенных на депозите денежных средств, то он суммируется в совокупной величине дохода организации, который будет распределен в виде дивидендов каждому акционеру (Usmani M. Т. Principles of Shariah Governing Islamic Investment Funds http://www.albalagh.net/Islamic_economics/finance.shtml).
Однако существует и иное мнение, в качестве аргумента они утверждают, что акционерное общество основательно отличается от простых форм партнерства. В последнем случае все стратегические решения принимаются абсолютным согласием всех участников такого вида партнерства, и у каждого из них есть право вето в отношении принимаемых решений организации. Вследствие этого любая хозяйственная операция может считаться решением каждого участника организации.
В свою очередь, стратегические решения в акционерном обществе принимаются большинством. Организация не предоставляет право вето каждому акционеру, так как решения принимаются на основе большинства. Мнения отдельных акционеров аннулируются решением, принятым большинством голосов. Поэтому каждая операция, предпринятая организацией, не может быть приписана каждому участнику. Ведь если акционер будет против какого-либо решения на ежегодном собрании, но его возражение аннулируется большинством голосов, то будет несправедливо решить, что он дал свое согласие в отношении какой-либо хозяйственной операции, особенно когда он намеревается отказаться от дохода, относящегося к данной хозяйственной операции.
Если организация занята дозволенной деятельностью, но при этом размещает денежные средства в организациях, выплачивающих проценты с них, которые в виде небольшой суммы дополнительного дохода суммируются с общей величиной, то это не приводит к признанию незаконности (с точки зрения Шариата) всей деятельности.
В случае, когда некто приобретает акции подобной организации с намерением, что он будет выступать против дополнительных хозяйственных операций, противоречащих Шариату, а также откажется от данной доли дивиденда, то будет нерационально говорить, что он одобрил запретную деятельность и участвовал в ней. Если организация имеет в структуре заемного капитала средства, с которых необходимо выплачивать процент за их использование, то данная ситуация аналогична рассмотренной. Если акционер не был согласен с такими заимствованиями, но большинство голосов было за это, то данные действия организации не могут быть приписаны ему (Usmani M. Т. Principles of Shariah Governing Islamic Investment Funds http://www.albalagh.net/Islamic_economics/finance.shtml).
Важно отметить, что перечисленное относится исключительно к обыкновенным акциям. Что касается привилегированных акций, то операции с ними запретны, так как подпадают под запрет ростовщичества, когда обеспечивается конкретный доход от сделанных вложений.
А Аллах знает лучше.
(Источник: rifc.su)